Слава Корень: "Налицо информационный вакуум"


15 лет назад впервые прозвучала композиция «Радыё Свабода» — знаковая тема не только ее создателей, группы «Уліс», но и всего белорусского рок-н-ролла. «Свабода» прошла через всю историю команды: ее пели все три вокалиста «Уліса», включая лидера группы Славу Кореня. Даже Лявон Вольский с N.R.M. исполнял ее на своих концертах. Корень всегда говорил, что это не гимн непосредственно Radio Liberty, а посвящение всем свободным радиоволнам. Интересно, что первое интервью, которое дал Корень в составе группы «Улiс», было именно для радио «Свабода». Этот год — юбилейный и для самого Славы: 30 лет в рок-н-ролле и 50 лет со дня рождения.

Один из немногочисленных белорусских рок-героев, фронтмен группы «Уліс» Слава КОРЕНЬ рассказал «БДГ» о своем видении отечественного музыкального рынка.

— Сейчас много говорят о становлении белорусского шоу-бизнеса. Вы в отечественном музыкальном процессе уже около 30 лет. Как можно оценить современное положение в этой культурной сфере?

— У нас существуют интересные музыканты и группы, которые играют даже более современную музыку, чем наши соседи на Востоке. Но они не имеют возможности проявить себя: концертные залы для них закрыты, клубных выступлений не так много, да и клубов у нас очень мало. Не считать же шоу-бизнесом то, что музыканты сами издают свои диски и сами занимаются их продвижением! Издавать альбомы должны рекорд-компании, а раскручивать их — профессионалы в своей области. Шоу-бизнес в Беларуси не появится до тех пор, пока у нас не разовьется бизнес как таковой. Средний класс, который готов ходить на концерты и вкладывать средства в белорусскую музыку, у нас еще не сформировался.

— Неужели игнорирование со стороны государства и радиостанций вас персонально не трогает? В других странах заслуженные рок-н-ролльщики получают государственные награды…

— В нашей стране относятся с осторожностью и опаской к интеллигенции и вообще к творческим людям — они не подчиняются каким-то указаниям сверху. Поэтому в попытках с помощью «рекомендательных» или «запретительных» списков отстранить их от участия в музыкальном процессе ничего удивительного нет. Я не в обиде. Если обижаться на все, что происходит вокруг, можно просто заболеть и умереть…

— Когда-то «Уліс» давал концерты в Германии, Англии, Польше, выступал даже в прямом эфире Би-би-си. Могут ли повторить ваш тогдашний успех новые белорусские команды?

— Как бы интересна ни была культура нашей страны, если она загнана в подполье и никто о ней не слышит, как она будет востребована? Налицо информационный вакуум, который временами заполняется отрицательными рецензиями своих же журналистов. Поэтому может сложиться ложное впечатление, что в Беларуси вообще нет творческих людей.

— Вы известны и как звукорежиссер. Радует ли вас качество звучания наших музыкантов?

— К сожалению, скверный звук — одна из проблем белорусской музыки. Как ни крути, у наших соседей на Западе и Востоке есть огромная материальная и техническая база. У нас же технического персонала нет, так как отсутствует возможность материальной заинтересованности этим делом. А денег нет, поскольку, как я сказал выше, нет шоу-бизнеса. Для качественной записи нужен не один десяток тысяч долларов. Такие деньги у нас не оборачиваются. Поэтому музыканты крутятся как могут. Звукорежиссер у нас приходит ко всему самостоятельно, от записи к записи. И учится на своих же ошибках. При записи «Люстэрка» я выжал то, что возможно в наших условиях. Поэтому своим последним диском доволен, чего не скажешь о более ранних записях.

— Что может изменить ситуацию в белорусском шоу-бизнесе к лучшему?

— Прежде всего у людей должно появиться желание работать в этой сфере — освоить специальность звукорежиссера, продюсера и т.д. Личный интерес, который впоследствии должен быть подкреплен материально. Для существования такой схемы нужна поддержка, в том числе и со стороны государства. Путем льготной налоговой политики, например. Это же актуальная культура, лицо страны. Пока же мы — культурная периферия России. Белорусские СМИ готовят почву для российского шоу-бизнеса, а российские исполнители приезжают сюда заработать. Поэтому к эксперименту с 75-процентным заполнением радиоэфира белорусской музыкой лично я отношусь положительно. Это может вернуть белорусскую музыку в нормальную колею. Когда появится меценатство, когда люди смогут и захотят вкладывать деньги в свою культуру, можно будет говорить о становлении белорусского шоу-бизнеса. Случится ли это при нашей жизни — не знаю. Белорусская музыка развивается, а белорусский шоу-бизнес пока завис на старте.

Справка:  Вячеслав Корень — лидер, гитарист, автор музыки и части текстов группы "Уліс". В 70-х играл в локально популярной группе "Лифт". В 80-х — участник группы "Студия 7", из которой выросла культовая белорусская команда "Бонда". В 1989 г. после распада "Бонды" собирает первый состав "Уліса". Диск "Чужаніца" (1991) был назван Адамом Глобусом первым настоящим белорусским рок-альбомом. Артем Троицкий причислил "Уліс" к числу лучших групп бывшего СССР. В дискографии команды 9 альбомов, последний — "Люстэрка" (2003). Корень в разное время играл в группах "Новае неба", Pomidor/off. Как звукорежиссер работал с N.R.M. и "Новым небам".


Сергей БУДКИН
БДГ

Згарнуць